• Монтаж металлоконструкций
  • Монтаж технологического оборудования на космодроме «Восточный»
  • Сварка металлоконструкций
  • Монтаж строительных металлоконструкций
  • Монтаж технологического оборудования на космодроме «Плесецк»
  • Наладка технологического оборудования

Восточный – дело творческое

Интервью генерального директора «Спецмашмонтаж» А.С.Костина федеральному отраслевому журналу «Российский строительный комплекс».

Беседу ведет Елена Крымова

 

Генеральный директор Анатолий Сергеевич Костин,

Заслуженный строитель РФ,
Почетный строитель Москвы, председатель Комитета РСС
по специальным работам,
член правления РСС

Анатолий Сергеевич, почему у России возникла необходимость в строительстве космодрома Восточный? Ведь мы арендуем Байконур, у нас есть Плесецк...

Если говорить о Плесецке, то у него совсем другое предназначение. Первый Государственный испытательный космодром с самого начала создавался как военный объект. На нем проводились и продолжают проводиться испытания и пуски наших «легких» ракет. Именно в этом его «конек». Восточный – совсем другое дело. С него будут запускаться в первую очередь ракеты, предназначенные для вывода в космос космических кораблей, исследовательских станций, спутников гражданского сектора, в том числе в области народного хозяйства. Он станет альтернативой Байконуру, благо находится примерно на той же широте, что очень важно. Ведь чем ближе к экватору располагается космодром, тем больший тоннаж ракета может вывести на орбиту.

Но также Восточный нам нужен для того, чтобы у России был свой собственный, отвечающий всем современным требованиям космодром, который может обеспечить и вопросы стратегической обороны страны.

 

Как давно ОАО «Спецмашмонтаж» работает на Восточном? С какими трудностями столкнулось предприятие?

Мы работаем там с марта 2014 г. На строительстве космодрома до самого недавнего времени трудились в несколько смен около двухсот наших специалистов. Занимались они преимущественно монтажом оборудования 16 технологических систем стартового комплекса. Это компрессоры, насосы, резервуары, системы пожаротушения, система сжатых газов... и километры труб.

Наибольшие трудности были с подбором кадров. К примеру, при монтаже комплекса используются нержавеющие трубы, для работы с которыми требовались высококлассные сварщики, специалисты по аргонно-дуговой сварке. Найти необходимое количество специалистов на местном рынке труда оказалось невозможно: квалифицированная рабочая сила в регионе в большом дефиците, плотность населения низкая. Пришлось привлекать наших специалистов со всех наших подразделений, разбросанных по всей России. Однако строящийся космодром находится в труднодоступном месте Амурской области, и далеко не все работники соглашались туда отправиться.

К счастью, с решением этих задач мы справились. К нынешнему дню основные наши работы завершены, на площадке остается примерно 30 человек.

Замечу, что строительство уникальных высокотехнологичных объектов – это всегда результат кооперации. За возведение инфраструктуры космодрома Восточный отвечает Федеральное агентство специального строительства (Спецстрой России), на подряде которого работает множество организаций, включая нашу. Основную нашу работу, системы стартового комплекса, мы выполняли по прямому договору с ЦЭНКИ НИИСК Роскосмоса. В проекте принимали участие и разработчики объекта, и заводы-изготовители оборудования, и строители, и монтажники, и эксплуатационники. Мы – члены одной большой команды.

К сожалению, кроме производственных, мы вынуждены решать и другие вопросы. Наша стройка находится под самым пристальным контролем и вниманием различных проверяющих органов. Работаем, что называется, в «свете софитов». Столько проверок не было за все 16 предыдущих лет моего руководства Спецмашмонтажем!

Получается, что с одной стороны, решаем стратегические задачи государственного уровня, с другой – тонем в бумагах, еле-еле успевая выполнить все требования проверяющих органов.

Конечно, 58-летний опыт работы организации в области специального строительства, работа с государственными заказами, с военной приемкой, в условиях жестких требований технологической дисциплины и качества, слаженная работа высококвалифицированных специалистов нашего многочисленного коллектива помогают нам с честью выполнять поставленную перед нами задачу.

Благодаря нашему боевому настрою и профессиональному коллективу мы быстро развиваемся. Если в целом по строительству наблюдается спад, то у нас – быстрый рост. В 2015 году объем работ в нашей организации вырос на 80%, а в нынешнем – вдвое.

 

Как начиналась стройка?

Указ «О создании в Амурской области нового космодрома Восточный» был подписан главой государства 6 ноября 2007 г. Через восемь месяцев проект был одобрен коллегией Федерального космического агентства. Возведение объектов космодрома началось в 2012 г. Завершить его предполагалось в течение трех лет и уже в прошлом году произвести первые беспилотные запуски, но по объективным причинам они были перенесены на более поздний срок: стартовая площадка еще не готова.

В конце марта нынешнего года под началом вице-премьера Правительства России Дмитрия Рогозина был проведен осмотр, в котором приняли участие руководители Спецстроя России, Роскосмоса, Минстроя. Осматривались все объекты наземной космической и обеспечивающей инфраструктуры Восточного. Готовность стартового сооружения на тот момент составляла 76,5%.

Осмотр показал, что строительство близится к завершению, но кое-что еще предстоит сделать. На объектах «старта» завершается монтаж систем водоснабжения, канализации и оборотного водоснабжения, внутренних инженерных систем, технологического оборудования. К слову, в этих работах принимают участие и специалисты ОАО «Спецмашмонтаж».

По итогам осмотра Дмитрий Рогозин сказал, что, несмотря на объективные трудности, стройка должна быть полностью завершена в установленные указом президента сроки. Они таковы: в 2018 г. необходимо ввести в эксплуатацию объекты второй очереди, которые обеспечат запуск пилотируемых космических кораблей семейства «Союз», а в 2020 г. надо окончательно ввести космодром в строй.

 

Когда речь шла о вашей организации, то в первую очередь отмечался высокий уровень безаварийности и безопасности работ. Каким образом вы его добились?

Безаварийность – это следствие отлаженной системы управления нашим предприятием. Она включает так называемый «менеджмент качества». Это западная технология, которая теперь распространена и в России.

В ОАО «Спецмашмонтаж» менеджмент качества был внедрен задолго до того, как он стал популярен в России. Помимо того, мы оставили и самое ценное из советского опыта, например, систему военной приемки, набор определенных мер по технике безопасности. К примеру, для сотрудников мы изготавливаем специальные виды оснастки для безопасного выполнения работ. Это очень важно для нашей организации. Работа наших монтажников сродни как работе шахтеров, так и монтажников-высотников. Чтобы избежать аварий, нужно жестко соблюдать меры безопасности. В середине прошлого века на подобных объектах случались трагические случаи: люди падали, гибли... Поэтому еще в 1957 г., буквально с момента основания нашего предприятия, был взят курс на безаварийность и безопасность. Проводиться в жизнь он стал еще в то время, когда наши специалисты принимали участие в строительстве Байконура, монтировали старты на Кубе, во времена Карибского кризиса.

 

Раз уж вы начали рассказывать об истории предприятия, остановимся на ней подробнее...

Трест «Спецмашмонтаж» родился почти 60 лет назад, на заре ракетно-космической эпохи. 18 ноября 1957 г. он был образован как специализированная организация для монтажа основного технологического оборудования и связанных с ним конструкций на космических комплексах и специальных государственных объектах. Это было закрытое предприятие, «почтовый ящик», который работал в кооперации с другими организациями и на космос, и на оборону, на все, что было связано с запуском ракет.

В 60-е гг. он окончательно оформился как объединение организаций, обеспечивающих выполнение полного технологического цикла механо-монтажных работ на космических и оборонных объектах страны.

Период расцвета «Спецмашмонтажа» пришелся на конец семидесятых. Объединение включало в своем составе восемь специальных трестов, наладочно-монтажный трест, конструкторско-технологическое бюро, три производственно-монтажных управления, экспериментальный завод, пусконаладочное управление и другие структуры. Они располагались в разных городах СССР и выполняли работы во всех регионах страны. Трудились в них более 11 000 человек. На основных объектах трест «Спецмашмонтаж» выполнял полный технологический цикл. Например, ведущей строительно-монтажной организацией при строительстве Байконура был Специальный трест №1. Однако в возведении экспериментальных объектов космодрома участвовали все подразделения «Спецмашмонтажа», что стало для них школой передового опыта.

На космодроме Плесецк ведущей строительно-монтажной организацией был Специальный трест №2, также входивший в наше объединение. Специальный трест №3 на протяжении многих лет являлся головной монтажной организацией на объектах ПВО и на полигоне Сары-Шаган в Приозерске. Он принимал участие в реализации программы «Союз-Аполлон».

В 80-е гг. многие организации «Спецмашмонтажа» принимали участие в осуществлении космической программы «Энергия-Буран», участвовали в строительстве Тольяттинского и Тобольского нефтеперерабатывающих заводов, Астраханского газоперерабатывающего завода, спортивных объектов, например ледового дворца «Крылья Советов», стадиона «Спартак» в Тюмени и так далее. Уникальным в архитектурном и техническом плане сооружением стала раздвижная веерная крыша летнего концертного зала в Ялте. Она выполнена на заводе треста «Спецмашмонтаж» в поселке Столбовая Московской области и смонтирована в 1987 г.

За выдающиеся заслуги «Спецмашмонтаж» и его работники были отмечены немалым количеством правительственных наград, в том числе орденами Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени.

В начале 90-х гг. наш трест был преобразован в концерн, а затем в 1993 г. акционирован. Многие его подразделения стали самостоятельными юридическими лицами. Они сохранили профиль своей деятельности и успешно работают.

Сейчас в составе «Спецмашмонтажа» работают два монтажных управления, восемь строительно-монтажных участков, механический завод, центр экспертизы, участок механизации и автотранспорта.

Несмотря на изменение структуры и организационно-правовой формы, основным направлением деятельности «Спецмашмонтажа» по-прежнему остаются монтаж и наладка основного технологического оборудования на объектах Министерства обороны, космических комплексах, специальных государственных объектах.

 

Сейчас многие предприятия, работающие в машиностроительной и оборонной отрасли, столкнулись с кадровой проблемой. Утрачена преемственность поколений, упало качество подготовки специалистов. Страдает ли от этого ваше акционерное общество?

В нашей организации до сих пор работают люди, пришедшие сюда в начале 60-х гг. Они передают опыт молодым специалистам, их уважают. У нас есть профсоюз, подписан коллективный договор. Проверка, проведенная Трудовой инспекцией, не выявила нарушений законодательства в работе подразделений «Спецмашмонтажа». Никаких серьезных замечаний к нам не поступало.

Обучение и аттестация у нас проводятся по всем современным нормам. Сохранилось и наставничество. Это отнюдь не рудимент советских времен, а жизненная необходимость: чтобы работать самостоятельно на ракетно-космическом комплексе, человек должен как минимум три года перенимать опыт у старшего коллеги. Особенно это касается монтажников, к которым требования очень высоки. Многие из них имеют высшее образование. У нас в этой сфере трудятся настоящие виртуозы.

Например, наше предприятие проводило реконструкцию 50-тонного крана, который перемещал ракету «Ангара» перед первым пуском на космодроме Плесецк. Монтировали его уже на космодроме в самых сложных условиях. Ну, представьте, что значит уронить гаечный ключ, если внизу находится ракета! Однако мы собрали целый кран, не допустив ни одной осечки.

Монтажник – работа творческая. Правда, у нас она связана с секретностью. Фото в Instagram не выложишь!

 

С чем связано то, что вы вошли в Комитет Российского союза строителей по специальным работам?

Дело в том, что кто-то же должен представлять и отстаивать интересы специального строительства в таком авторитетном объединении, как Российский союз строителей.

В силу режимной закрытости специального строительства мало кто представляет, что оно существует, и что же это такое. Специфика деятельности такова, что мы не строим дома или стадионы, а монтируем стартовые комплексы ракет, обеспечиваем машиностроительные допуски в условиях строительной площадки, а не в заводских условиях, выполненные работы мы пооперационно предъявляем военной приемке. Отсюда – более высокие требования к квалификации специалистов, повышенный уровень накладных расходов, связанных с поддержанием большой численности линейных инженерно-технических работников и специалистов среднего звена.

Одна из трудностей, которую мы испытываем, связана со сметным ценообразованием специальных работ. В Министерстве обороны в советские и постсоветские времена вплоть до прихода Анатолия Сердюкова существовало Центральное организационно-плановое управление (ЦОПУ) в аппарате заместителя министра обороны по строительству и расквартированию войск, которое в числе прочего отвечало за расчет стоимости наших работ с учетом их специфики. Институтом Ипромашпром был разработан Каталог единичных расценок на монтаж специального технологического оборудования на объектах Министерства обороны, который был утвержден и разрешен к применению заместителем министра обороны и первым заместителем Минстроя.

Однако в начале нынешнего десятилетия в МО РФ были ликвидированы многие эффективные структуры строительного комплекс, в том числе и ЦОПУ. Ценообразование было передано Министерству регионального развития, где про наш ценник просто забыли. Решением Департамента строительства МО разрешили его временное применение до включения в федеральный реестр разрешенных ценников. В 2015 г. разрешение на его использование и вовсе прекратило свое действие.

Теперь нам приходится эти расценки разрабатывать заново в процессе строительства создаваемых объектов, а это работа не одного года. Наши просьбы в Министерство строительства включить действовавший ценник во временный реестр разрешенный к применению на объектах, финансируемых из бюджета, пока не находят понимания. При этом тех видов работ, которыми мы занимается, нет ни в одном разрешенном ценнике.

Сейчас мы боремся, ведем переписку ранее с Министерством регионального развития, сейчас – с Минстроем. По существующей методике нам предлагают в подтверждение расценок представить кино- и фотоматериалы. Однако это просто невозможно: наши объекты относятся к категории секретных, никакая съемка там просто невозможна...

Пользуясь случаем, хочу обратиться к министру строительства и ЖКХ РФ со страниц вашего издания: «Уважаемый Михаил Александрович, очень прошу вас понять нашу проблему. Давайте совместными усилиями решим ее для успешной дальнейшей работы, направленной на укрепление обороноспособности нашего государства»!

Ситуацию усугубляет то, что вышел федеральный закон, согласно которому все деньги по контрактам привязаны к спецсчетам. Если раньше с обычного счета, получив какие-то авансы, можно было финансировать текущие работы на других проектах, то теперь такие маневры невозможны. Понятно, что это связано с борьбой с коррупцией, но для нас чревато остановкой процесса исполнения контрактных обязательств по государственному оборонному заказу. Не все поставщики намерены открывать спецсчета, а это и закупки металла, и оборудования, и комплектующих, и ГСМ, и многое еще, без чего невозможно в срок выполнить договорные обязательства, а срывы сроков чреваты штрафами.

Впрочем, не будем о грустном. Работа у нас очень интересная. К нам приходят люди с определенным мировоззрением и складом ума, высокой квалификацией. Это позволяет нам добиваться поставленных целей.

 

Вы сейчас проводите свои работы только на Восточном?

Нет, конечно. Объектов много. Например, в 2014 г. при нашем активном участии был завершен этап реконструкции стартовых комплексов на космодроме Плесецк, в результате чего с него стал успешно проводиться запуск ракет-носителей «Ангара». Сейчас там же проводим работы по реконструкции других стартов.

 

Коммерческих проектов у вас вообще нет?

Раньше были, но теперь в силу высокой занятости на основных объектах не беремся за них. Комплектующие используем от специальных производителей, каждая конструкция у нас имеет паспорт, и за нее несем ответственность. «Спецмашмонтаж» – современная и высокотехнологичная организация, занимающаяся специальным строительством, имеющая большой опыт и давние традиции. И конечно, услуги наши – не дешевые, на «коленке» мы не работаем!

 

Журнал «Российский строительный комплекс» №2, 2016 г.

СРО Союз «МООСС» Российский союз строителей Сертификат системы менеджмента качества ISO 9001:2011

Новости

Результаты проведения специальной оценки условий труда

В соответствии со статьей 15 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 г. №426-ФЗ в АО «Спецмашмонтаж» была проведена плановая специальная оценка условий труда.

18.04.2017 Подробнее...

Восточный – дело творческое

Интервью генерального директора «Спецмашмонтаж» А.С.Костина федеральному отраслевому журналу «Российский строительный комплекс».

20.05.2016 Подробнее...

Первый пуск с космодрома Восточный прошел успешно!

28 апреля 2016 года в 5:01 мск с первого гражданского космодрома России – космодрома Восточный – проведен первый в истории космодрома пуск. Ракета-носитель «Союз-2.1а» стартовала успешно.

28.04.2016 Подробнее...

«Спецмашмонтаж» на космодроме Восточный

В марте 2016 года «Спецмашмонтаж» завершил работы по монтажу и пусконаладке специального технологического оборудования и трубопроводов на стартовом комплексе для ракет «Союз-2» космодрома Восточный.

31.03.2016 Подробнее...